«Течет река, и лодку страданий моих несет без пристани». (Ки-но Цураюки . IX-X вв.)

«Лодка образования находится в состоянии неопределенности: куда ветер подует, туда и пойдет. Регуляторы, к сожалению, все еще нацелены на копирование зарубежных моделей. Они не учитывают, что сегодня образование во всем мире катится вниз», – констатировал ректор  Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II входе круглого стола «Качество образования – основа достижения национальных целей», который прошел в этом учебном заведении.

В этом мероприятии, которое состоялось 18 сентября 2025 г. приняла участие делегация Рособрнадзора во главе Анзором Мусаевым, вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина, председатель Совета ректоров вузов Петербурга и Ленобласти Алексей Демидов, представители вузов и школ региона.

В ходе «круглого стола» речь, прежде всего, шла о привлечении детей к естественно-научному творчеству и о проблемах профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Кроме того, обсуждались результаты реализации программы «Лидер школы» , которую Горный университет реализует при участии многих школ по всей стране. Одна из идей, заложенных в этой программе состоит в обеспечении плавного, «бесшовного» перехода школьников на тот этап образования, где он обретает профессию.

Со своей стороны, глава Рособрнадзора определил, что неприятности в отечественной системе образования были заложены еще в 1980-е годы (ссылка на лихие 90-е уже не убеждает😉) , когда «поезд реформ увел образование от его насущных целей и задач». После г-н Мусаев назвал первоочередные меры, которые могут задать правильный курс «лодке образования». К таким мерам были отнесены:

  1. введение оценки поведения учеников;* 
  2. снижение бюрократической нагрузки на учителей и учебные заведения в целом;**
  3. совершенствование культуры объективного оценивания знаний; 
  4. избавление школьных программ от перегруженности;*** 
  5. учет внеучебных достижений школьников.**** 

Кроме того, глава «Рособрнадзора» пообещал усовершенствовать аккредитационный мониторинг образовательных учреждений. В 2026 году ведомство планирует перейти к бесконтактному мониторингу, по крайней мере, в отношении школ.

Несколько озадачивает сообщение вице-губернатора Петербурга Ирины Потехиной, о том, что «с этого года Санкт-Петербург начал закупать научные лаборатории для начальных школ и детских садов…». С интересом понаблюдаем, чем какие результаты принесет этот опыт. 

«Лодка без направления – это еще не беда. Беда начинается тогда, когда в лодке трое, и каждый гребет в свою сторону», — писал Джером К. Джером. 

Ну, а наш коллектив не может остаться в стороне от решения важной задачи удержания «лодки образования» на правильном курсе.

Поэтому мы сообщаем нашим читателям новости и анонсируем интересные события, которые нас ждут в ближайшее время!

С уважением, коллектив «ИЦОКО»

прим. * – ждем от Рособрнадзора «Методических указаний по объективной оценке поведения учеников» для каждой возрастной категории!!!

прим. ** – поверим на слово

прим. ***  – порадуемся за детей!!!

прим. **** – хм, а как это будет соотноситься с п.4?